NEW! Челябинская область с Дмитрием Москвиным (30 апреля - 3 мая) Подробнее...

Федор Шехтель. Главный архитектор модерна в Москве

С 15 февраля мы запускаем фестиваль архитектурного модерна. В программе — посещение особняков и университетских корпусов, построенных в этом стиле, а также зданий в духе эклектики, которые строились параллельно и на самом деле преобладали числом. Несколько экскурсий посвящено главному московскому архитектору модерна — Федору Шехтелю. О нем и рассказываем в этой статье. 

Начало карьеры. Особняк Морозовой

Федор Шехтель начинал как виньетист и театральный художник. Так как он не окончил университет и не имел диплома, строить здания в Москве ему было нельзя. Одной из первых архитектурных работ Шехтеля стало здание театра Георга Парадиза (сейчас это театр имени Маяковского) в стиле историзм. Основной проект создал Константин Терский, но лицевой фасад был выполнен по чертежам Шехтеля.

Попасть в большую архитектуру Федору Шехтелю помог известный предприниматель Савва Морозов. Его нисколько не смущало, что начинающий архитектор не имел права самостоятельно проектировать здания в Москве. В 1893 году Морозов заказал Шехтелю строительство особняка на Спиридоновке для своей молодой жены Зинаиды. А уже через год 35-летний Шехтель получил диплом техника-строителя, а вместе с ним  возможность работать в Москве.

Морозов окончил Кембриджский университет, поэтому был большим поклонником английской неоготики. В таком стиле он и захотел построить особняк, и Шехтель учел вкусы миллионера при работе над проектом.

Однако дом на Спиридоновке представляет собой нечто гораздо большее, чем простую стилизацию. Уже в облике и устройстве этого особняка проявились черты модерна: большие окна разной формы, отсутствие традиционного центрального входа, разноуровневые площадки, эксперименты с планировкой. Над интерьерами Шехтель работал вместе с Михаилом Врубелем, поэтому внутри дом во многом похож на театральное пространство.

Рекомендуем: ✔интересные Пешеходные экскурсии по Москве. 

Типография Левенсона

Изначально типография Левенсона находилась на Петровке, а когда предприятие решило расширяться, Шехтеля попросили построить новое здание — как иллюстратор он сотрудничал с типографией, и его там хорошо знали.

Полиграфический комплекс «Товарищества скоропечатни А.А. Левенсона» в Трехпрудном переулке Шехтель построил в 1900 году. Производственные корпуса выполнены в кирпичном стиле (зато с металлокаркасом), а административное здание, выходящее в переулок, взяло многое от стиля модерн. На первый взгляд типография похожа на готический замок: угловые башенки, шпили, узкие вытянутые окна верхнего этажа. Но если приглядеться, вся эта готика выглядит «неправильной», в ней нет строгости, зато много причудливости и плавности.

Шехтель по-настоящему влюбился в модерн именно в процессе работы над проектом скоропечатни. В это время он съезил на Всемирную выставку во Францию, а вернувшись, захотел перенести увиденное на возводимое здание. Проще всего это было сделать с декором и интерьерами.

Например, окна. На первом и втором этажах они крупные, при этом плоскость разделена на три секции, а верхние части состоят из маленьких прямоугольников. Основание угловой башни украшено лепным орнаментом чертополоха  растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии. В виде чертополохов сделаны и фонари по обеим сторонам входной двери. Кстати, переплеты двери тоже имеют плавные текучие формы в духе модерна.

Особняк в Ермолаевском переулке

В 1895 году Федор Шехтель купил в Москве землю на пересечении трех переулков: Ермолаевского, Трехпрудного и Благовещенского. На участке неправильной формы он построил дом для своей семьи, придав ему тоже необычную форму.

На красную линию выходит только одна комната  гостиная с большим окном, обращенным в переулок. Этим архитектурным жестом Шехтель подчеркнул связь внутреннего пространства дома с окружающей средой. При этом все помещения дома скомпонованы в разновысотные объемы, а вход находится сбоку, в основании башни. Над крыльцом сделано небольшое мозаичное панно с литерами F S и тремя ирисами в разной стадии цветения.

Центральная ось здания парадная лестница, вокруг которой выстроены остальные комнаты. Все помещения выходят в двухсветный лестничный холл, образуя так называемую «круговую» анфиладу. Позднее это стало излюбленным приемом Шехтеля, который он блестяще использовал, например, в особняке Рябушинского. Также уже в проекте своего дома архитектор применил метод планировки «изнутри наружу», то есть в первую очередь исходя из функциональности каждой комнаты, а не облика фасада. Шехтель вообще стремился максимально эффективно использовать полезную площадь дома, находя применение каждому пространству.

Ярославский вокзал

Ярославский вокзал, построенный Шехтелем в 1902-1904 годах на Каланчевском поле,  это ворота к древним городам: Ростову, Александрову, Ярославлю, Костроме, Вологде. Руководство железной дороги хотело видеть здание в «северорусском стиле с некоторым монастырским оттенком», и Шехтель охотно взялся «придать русскому стилю суровость и стройность северных построек». Однако русские мотивы, как прежде готические, он трактовал достаточно вольно, не занимаясь буквальной стилизацией.

Шехтель сохранил часть старого вокзала, но существенно надстроил и расширил его. Несмотря на исторический облик фасада, здание было сооружено с использованием новейших технологий  железобетона и металлоконструкций.

О неорусском стиле здесь говорят многие элементы: теремная кровля с подзором и венчающим гребнем, килевидный козырек над входной аркой, крепостные башенки, высокая шатровая левая башня. К ним добавлены мотивы северного модерна: керамические декоративные панно с растительными орнаментами, общее неяркое цветовое решение фасадов.

Первоначально интерьеры Ярославского вокзала украшали панно Константина Коровина. Эти изображения суровых северных пейзажей находились в нишах зала ожидания. В 1950-х панно сняли, сейчас они хранятся в Третьяковке.

Особняк Рябушинского

Пожалуй, особняк Степана Рябушинского на Малой Никитской  самая известная работа не только в портфолио Федора Шехтеля, но и в наследии московского модерна в целом. В нем архитектор больше не обращается к узнаваемым стилям прошлых эпох, а создает чистые формы модерна, вдохновляясь европейскими образцами.

Создавая разнообъемное здание, Шехтель вывел на красную линию только парадное крыльцо. Дом получился отодвинут в глубину сада, но при этом открыт внешнему пространству за счет невысокой ограды в форме волны. Для отделки здания использовался характерный для модерна материал  так называемый «кабанчик» (керамическая облицовочная плитка, имитирующая кирпичную кладку). Фасад украшен фризами опять же на тему подводного царства.

Ядром особняка стала парадная лестница, создающая спиралевидную композицию. Все остальные помещения сформированы вокруг нее. При этом Шехтель позволил себе вспомнить прежнюю профессию театрального художника и декоратора, создавая на разных уровнях лестницы то маленький балкон, то укромную нишу. Также архитектор сам занимался дизайном дома  от мозаик и деревянных панелей до дверных ручек. При этом он не забыл и о техническом оснащении: особняк был построен в 1903 году сразу с паровым отоплением, электричеством и системой кондиционирования.

В доме очень много декора, с которым пытался бороться Максим Горький, въехавший сюда вместе со своей семьей в 1931 году. Например, в передней он заставил книжным шкафом витраж в форме крыла стрекозы. Особое впечатление производит парадная лестница-волна с фонарем-медузой. Если посмотреть на светильник с верхней площадки, он похож на панцирь черепахи. Дверные ручки напоминают морских коньков, а в одной из комнат лепнина потолка имитирует заросший пруд. Все окна имеют переплеты с разным декоративным оформлением.

Один из секретов дома  семейная моленная на третьем этаже. В нее ведет длинная узкая лестница, совсем не похожая на парадную в центре дома. Моленная  небольшое пространство с высоким куполом, в котором сделан световой фонарь. Через него и небольшое окно в алтаре в помещение поступает дневной свет.

Особняк на Большой Садовой

Собственный особняк на Большой Садовой Федор Шехтель построил в 1910 году. Для своего последнего дома архитектор выбрал неоклассическую эстетику, а кроме главного строения, выходящего на улицу, добавил в ансамбль двухэтажный жилой корпус во дворе. По первоначальному проекту в дворовом здании должна была размещаться мастерская архитектора.

Дом получился строгим и лаконичным. Колонны на фасаде, арка, барельеф на античную тему  все это напоминает о классических усадьбах, какими их строили в XIX веке. Однако и здесь не все так просто: несмотря на канонические формы, особняк асимметричен по композиции. Левая часть представляет одноэтажный объем с проездной аркой, а правая имеет два этажа с балконом на втором. Крыша выполнена в виде мансарды, и раньше на ней можно было пить чай.

Статичности фасада противостоит динамика внутренней композиции. Она строится вокруг холла-гостиной, где часто устраивались выставки работ детей архитектора, а на стенах висели работы друзей-художников.

Кстати, попасть внутрь особняка можно на одной их наших экскурсий — «Модерн на Патриарших».

* * *

Еще больше интересного о модерне — на нашем фестивале. Покажем лучшие образцы стиля в Москве и научим видеть ключевые черты ар-нуво. А про Шехтеля у нас есть даже отдельная большая автобусная экскурсия, где мы смотрим наследие мастера разных лет — от скоропечатни Левенсона до Дома Московского купеческого общества.