NEW! Челябинская область с Дмитрием Москвиным (30 апреля - 3 мая) Подробнее...

Киевский вокзал: триуфм, дебаркадер и башня

Киевский вокзал — один из старейших в Москве. Он был построен к столетию победы в войне 1812 года, и отсылка к этой теме читается в архитектурной концепции. Рассказываем о триумфальной символике вокзала, знаменитом дебаркадере Шухова и башенных часах. Увидеть все своими глазами можно на нашей экскурсии. Мы не только пройдем по залам ожидания и выйдем на перрон, но и поднимемся в часовую башню.

Триумф — через ампир

Для того, чтобы подчеркнуть тему победы, архитектор Иван Рерберг обращается к самому подходящему для этого стилю — ампиру. Вокзал начали строить в 1914 году и планировали закончить в 1916-м, но из-за войны строительство затянулось до 1918-го. Революция внесла свои коррективы в разделение помещений по классам, но общую ампирную концепцию не изменила. 

В архитектуре вокзала ключевым становится мотив Триумфальной арки: так оформлены оба портала со стороны главного фасада: правый — для пассажиров 1-го и 2-го классов, левый — 3-го и 4-го. Таким образом каждый пассажир приобщается к великим событиям отечественной истории.

О силе империи, готовой к встрече неприятеля со всех сторон света, напоминают четыре орла на часовой башне. Победная символика повторяется и внутри вокзала, где переходы между залами снова стилизованы под триумфальные арки.

Скульптуры-аллегории

Фигуры с идеальными телами украшают входные арки. В нишах по обеим сторонам левого входа, между колоннами, — аллегорические скульптуры «Труд», справа — «Урожай». 

Две симметрично расположенные статуи есть и на перроне, перекрытом дебаркадером Шухова. Скульптор вокзала Сергей Алешин считал их гениями места: держа в руках фонари, они символически указывают дорогу путникам. Также этих персонажей называют путевыми обходчиками.

Дебаркадер Шухова

Мы на перроне Киевского вокзала. Наверху над нами — удивительная конструкция работы инженера Владимира Шухова. Дебаркадер дышит! Благодаря подвижным сочленениям ребра дебаркадера расширяются от жара паровозов и поездов и сужаются от холодного ветра снаружи. Но главное — он защищает пассажиров от дождя, ветра и снега.

Ажурный дебаркадер состоит из 31-й арки. Четыре из них оригинальные — их можно узнать по заклепкам. Остальные были недавно заменены новыми. При возведении дебаркадера не понадобились строительные леса. Легкие полуарки собирали на земле, поднимали с помощью 37-метровых деревянных мачт, которые ехали по специальным рельсам, а затем соединяли наверху шарнирами.

Хранитель времени

Часы Киевского вокзала — одни из старейших действующих часов в Москве. Они идут бесперебойно с 1917 года. Были попытки перевести их работу на автоматику, но оказалось, что только ручной завод гарантирует точность механизма.



Часы заводят через день. К красному кубу, где находится механизм, ведет эффектная белая лестница в 175 ступеней. С четырех сторон от нее — трехметровые циферблаты из витражного стекла молочного цвета. Общая высота часовой башни — 54 метра.

Башня уступами сужается кверху. Выше циферблатов разположен панорамный балкон, по углам которого установлены фигуры четырех чугунных орлов. Они напоминают о силе империи, готовой к втрече неприятеля со всех сторон света.

Увидеть орлов на расстоянии вытянутой руки, познакомитсья с механизмом вокзальных часов и оценить ажурный дебаркадер Шухова можно на нашей экскурсии по Киевскому вокзалу