NEW! Челябинская область с Дмитрием Москвиным (30 апреля - 3 мая) Подробнее...

Иван Жолтовский: Рыцарь палладианства

Архитектор Иван Жолтовский прожил долгую жизнь и успел поработать в разных исторических реалиях, но всегда оставался верен неоклассике. Еще в молодости на него оказала влияние архитектура итальянского Ренессанса (в частности — сооружения Андреа Палладио), поэтому мотивы Возрождения видны во многих работах Жолтовского. А еще он перевел на русский язык «Четыре книги об архитектуре» Палладио. 

В этой статье рассказываем о важных работах Ивана Владиславовича, а также приглашаем на экскурсию «Палаццо в центре Москвы» по особняку работы Жолтовского. 

Котельная МОГЭС

Котельная МОГЭС на Раушской набережной — единственная конструктивистская постройка в портфолио неоклассика Ивана Жолтовского. Селим Хан-Магомедов назвал ее «гармонизированным конструктивизмом». Здание действительно лаконично и предельно геометрично, что в целом вовсе не было свойственно манере академика архитектуры. Композиция фасада основана на повторении пар мощных эркеров, остекленных почти на всю высоту котельной.

Это выпадение из общей стилистики Жолтовского вызывает немало споров относительно реального авторства постройки. Например, Дмитрий Хмельницкий считает, что академик лишь поставил свою подпись под проектом. Настоящими авторами он называет Георгия Гольца и Андрея Бурова. Один из аргументов — совместная работа обоих над похожим конструктивистским проектом электростанции «Парострой» в Киеве.

Рекомендуем: ✔ интересные Экскурсии в Подмосковье.

Особняк Тарасова на Спиридоновке

Особняк Тарасова — яркая дореволюционная работа Ивана Жолтовского (1908-1912). Архитектор спроектировал его в духе итальянского Ренессанса: фасад заимствован у палаццо Тьене в Виченце. Внутри дом украшен росписями и плафонами в манере Тициана и Тинторетто, над которыми работали Евгений Лансере и Игнатий Нивинский.

В эпоху эклектики и модерна особняк Тарасова обращается напрямую к образцам эпохи Возрождения. Во внутреннем дворике (патио) установлен небольшой фонтан с морскими коньками, фасад здания оформлен рустом, на межэтажном пространстве выполнена надпись «GABRIELUS TARASSOF FECIT ANNO DOMINI…».

Дом с колоннами на Моховой

В 1932-1934 гг. архитектор спроектировал дом с колоннами на Моховой для сотрудников Моссовета. Это здание тоже вдохновлено итальянскими паллацо – Вальмарана и дель Капитаньято.

Уникальность дома в том, что колоннада здесь используется в оформлении всех семи этажей. Жолтовский сделал облегченное заполнение между колоннами ордера, четко выделил центр, на задвинутых вглубь малых боковых крыльях использовал малый ордер. Строительство дома сопровождалось бурными дискуссиями, он обозначил очередной перелом в советской архитектуре и был назван «гвоздем в гроб конструктивизма». 

Дом с башней на Смоленской площади

Жилой дом на Смоленской площади напоминает флорентийское палаццо. Проектируя его, Иван Жолтовский вдохновлялся, как обычно, итальянским Возрождением. За счет рустовки первый этаж зрительно утяжелен; для следующих этажей снова имитируется каменная кладка из крупных блоков, но уже с более гладкой поверхностью. Также для главного фасада использован интересный оптический прием: пространства между декоративными наличниками, обрамляющими окна шестого и седьмого этажей, уменьшаются справа налево.

Асимметрию в композицию вносит угловая башня. Кстати, Жолтовский построил ее на свои деньги и оборудовал под мастерскую. Как гласит предание, источником вдохновения для него послужила Хиральда — башня Севильского кафедрального собора.

Мало кто знает, что в 1947-1948 годах, в процессе строительства дома, в нем располагался лагерь для немецких военнопленных. Они возводили внутренние стены, отделывали квартиры, монтировали сантехнику. Дом был окружен высоким забором с колючей проволокой, в проездной арке располагался контрольно-пропускной пункт.

* * *

Особняк Тарасова вобрал основные принципы Жолтовского-неоклассика. На нашей экскурсии «Палаццо в центре Москвы» мы рассмотрим в деталях архитектуру и принципы декора, а также разберемся, почему Жолтовского считали лучшим архитектором Москвы начала XX века.