NEW! Челябинская область с Дмитрием Москвиным (30 апреля - 3 мая) Подробнее...

Клубный авангард: Шесть интересных зданий ДК в Москве

В 1920-е годы в СССР клуб стал одним из самых востребованных типов построек. Новые здания создавались для комфортного и разнообразного отдыха рабочих, а их архитектура часто была авангардной. В строительстве ДК участвовали Константин Мельников, Леонид Веснин, Илья Голосов и другие. Рассказываем о шести самых интересных и знаковых рабочих клубах Москвы.

ДК Русакова

Роману Виктюку и его театру повезло — они репетируют и играют спектакли в авангардном здании, построенном в 1929 году великим Константином Мельниковым. Сооружение похоже на фрагмент шестеренки, впечатляя своими резкими углами и подчеркнутой геометричностью. Бонус еще и в том, что клуб профсоюза коммунальников имени И.В. Русакова максимально точно воспроизводит авторский проект архитектора, а так бывало не всегда.


Зал комплекса был задуман Мельниковым как трансформер. Каждая из трех консолей, выступающих на улицу, — не просто художественные детали, но и трибуны амфитеатра. По замыслу архитектора, эти пространства можно было отделять перегородками, причем делать это должен был специальный механизм.


Общая вместимость зала варьировалась от 250 до 1300 человек. Вход в клуб находился внизу, а выход мог осуществляться через наружный балкон, к которому были пристроены лестницы. 

Рекомендуем: ✔Экскурсии по сталинским высоткам

ДК Зуева

Клуб союза коммунальников на Лесной улице построил в конце 1920-х Илья Голосов. Несмотря на то, что в 1970-х здание подверглось некоторым изменениям, дух авангарда чувствуется в нем и сегодня.

Общий объем здания прост и лаконичен. Тем эффектнее выглядит угловой остекленный цилиндр, выходящий на перекресток. В него вписана парадная винтовая лестница. Перекрытия лестничных площадок опираются на монолитные железобетонные балки радиального направления. 


Зрительный зал расположен на верхнем этаже, комнаты для кружковых занятий — на всех трех этажах. На первом этаже имеется просторное фойе. 


До наших дней сохранились металлические переплеты остекления цилиндра. Голосов создавал клуб еще более светлым, однако позднее были заделаны квадратные окна зрительного зала и лоджии над входом, выходившие на Лесную. 

Клуб завода «Каучук»

Здание на Плющихе — еще одна работа Константина Мельникова в сфере клубного строительства. Оно расположено на углу, и во многом этим продиктована его секторная форма. К перекрестку вынесена самая широкая часть постройки в виде цилиндра. Закругление подчеркнуто вертикальными ленточными окнами. Заостренная часть клуба направлена во двор.

Цилиндр с двух сторон огибают наружные лестницы — так Мельников решил обеспечить автономный выход из зрительного зала. Этот зал был задуман как трансформер — по схожему принципу архитектор уже проектировал внутренние пространства ДК имени Русакова. В «Каучуке» полукруглый трехъярусный зал предлагалось делить по вертикали, используя горизонтальный щит. Он должен был подниматься из партера на высоту первого или второго балкона, отделяя верхнюю часть зала от нижней. Идея с щитом так и не была реализована.

ДК ЗИЛ

Культурный комплекс построен в 1930-х по проекту братьев Весниных как Дворец культуры Пролетарского района. Его возвели на территории частично разрушенного Симонова монастыря, в духе времени противопоставив религии новую формацию — универсальный клубный досуг. В 1970-х ДК был реконструирован и уже в таком виде попал в кинофильм «Чародеи», а позже — в сериал «Оттепель».

ДК ЗИЛ стал крупнейшим клубом в СССР и лучшей работой конструктивистов Весниных. Он представлял собой многофункциональный комплекс с театральным залом, лекторием, библиотекой, комнатами для кружковой работы, обсерваторией, зимним садом.

И это при том, что проект не был воплощен до конца: так и не появились спортивные сооружения, фабрика-кухня, детский сад, а театральный зал получился куда скромнее, чем задумывался. Братья Веснины хотели, чтобы он вмещал до 4000 зрителей, а по пандусам на сцену могли въезжать даже танки.

Четырехэтажный корпус имеет Т-образую форму плана с несколькими отдельными входами. Сверху силуэт дворца напоминает самолет. Прямоугольные объемы контрастно сочетаются с цилиндрическими эркерами, а плоскости сплошного остекления — с ленточными окнами. Главный вестибюль замыкается по центральной оси ротондой зимнего сада высотой в два этажа.

Клуб Дорогомиловского химзавода 

Здание на Бережковской набережной — один из пяти московских клубов, построенных по проектам Константина Мельникова. И самый лаконичный по форме. Он составлен из простых параллелепипедов, но не выглядит скучным благодаря чередованию краснокирпичных и штукатурных плоскостей стен. Также симметрию основного объема обогащает пристроенный с севера корпус столовой. 



Клуб Дорогомиловского химического завода имени М.В. Фрунзе возведен в 1927-1929 годах на набережной Москвы-реки. В то время в районе преобладала малоэтажная застройка, поэтому клуб заметно выделялся. Дополнительный эффект — обращенный к воде фасад, решенный как своеобразная афиша кинопоказов и других культурных событий. 



Зрительный зал на 300 с лишним человек имел трехъярусную структуру, понижаясь от главного фасада в сторону двора, где располагалась сцена. Как во всех клубах Мельникова, здесь был также задуман принцип трансформера. Проект предусматривал возможность делить зал по длине подъемными стенами, отделявшими друг от друга партер, бельэтаж и балкон. 

Что примечательно, первое время перегородки действительно были мобильными. Деревянные, обшитые с двух сторон клееной фанерой, они двигались по специальным пазам. Однако уже в 1929 году в клубе пришлось переделывать первый балкон, с задних рядов которого не была видна сцена. После реконструкции от раздвижных стен отказались.   

Клуб обувной фабрики «Буревестник»

Клуб фабрики «Буревестник» (1928-1930) — самая поздняя работа Константина Мельникова в этой сфере. Оно было построено на 3-й Рыбинской улице как раз напротив фабрики, некогда принадлежавшей немцу Дингу и занимавшей третье место в России по объему производства макарон.

Здание клуба состоит из прямоугольной части и пятилепестковой остекленной башни, сформированной пятью врезанными друг в друга цилиндрами. Здесь размещались помещения для кружковой работы, словно обыгрывая само понятие «кружок». Комнаты имели стеклянные стены и тонкую круглую колонну посередине.

В основной части клуба располагались фойе, спортивный и зрительный залы, другие помещения. Зрительный зал сверху перекрыт стальными фермами, между которыми устроены фонари на крыше и лампы для вечернего освещения. По обеим сторонам зала Мельников устроил трибуны: предполагалось, что пол будет раздвигаться и открывать вид на бассейн, расположенный этажом ниже.